Устройство шуруповерта

Шуруповерт с успехом заменил не только различные виды отверток, но и гаечные, шестигранные ключи. Также этот инструмент используют вместо дрели. Для строителей с мебельщиками электрошуруповерт стал незаменимым помощником. Для него и в домашних условиях постоянно находится применение. Ассортимент на рынке представлен большим разнообразием моделей. Несмотря на распространенность шуруповертов в различных сферах деятельности, не все пользователи, особенно начинающие, знают, как нужно его эксплуатировать. Правильное использование, обслуживание и хранение электроинструмента продлят по максимуму срок его службы.

Устройство и принцип работы шуруповерта

По способу питания шуруповерты делятся на две разновидности:

  • сетевые, подключаемые к сетям напряжением 220 V;
  • аккумуляторные, использующие энергию накопленного заряда.

В последнее время появляются также инструменты с комбинированным способом питания. Они соединяют в себе все преимущества обоих разновидностей.

Внешнее и внутренне устройство сетевых и аккумуляторных моделей практически одинаковое. В общем случае электроинструмент состоит из следующих конструктивных элементов:


  • корпуса;
  • патрона;
  • кнопки включения;
  • переключателя направления вращения электродвигателя (реверса);
  • регулятора скорости (количества оборотов);
  • кнопки блокировки включения;
  • регулятора силы затяжки (переключателя величины крутящего момента).

На фотографии далее представлена конструкция шуруповерта аккумуляторного типа.

внешний вид аккумуляторного шуруповерта

Ряд моделей дополнительно оснащен подсветкой, которая конструктивно реализуется разными способами. Не у каждого изделия имеется регулятор скорости и кнопка блокировки включения. У сетевых электрошуруповертов есть шнур питания, а у аккумуляторных вместо него установлен накопитель заряда.

Корпус электроинструмента наиболее часто изготавливают из пластика, гораздо реже – из сплавов разных металлов. Для удобства обычно он состоит из 2-х половинок. Внутри корпуса находятся такие главные детали:

  • электродвигатель (постоянного либо переменного тока);
  • плата;
  • конденсатор;
  • редуктор;
  • муфта.

внутреннее устройство шуруповерта

Схема электрических соединений зависит от модели.

Электрошуруповерт может быть оснащен патронами разных типов. Наибольшее распространение получил быстрозажимной трехкулачковый вариант данной детали. Патрон также состоит из отдельных частей, которые представлены на нижеследующем фото.

устройство патрона

Следует принимать во внимание, что если назначение шуруповерта узкоспециализированное, то это может вносить некоторые конструктивные изменения.

Принцип работы как сетевых, так и аккумуляторных шуруповертов один и тот же. Он заключается в том, что электрическая энергия приводит во вращение электродвигатель. Через редуктор и вал передается от мотора усилие и скорость к закрепленной в патроне насадке. Она уже сверлит отверстие либо вкручивает или выкручивает крепеж. Особенностью процесса является то, что электродвигатель у сетевых моделей работает на переменном напряжении 220 V, а у аккумуляторных – на постоянном, величина которого может находиться в диапазоне от 3,5 V до 36 V.

Выполнение смены насадок

Поменять насадку на шуруповерте не составляет особого труда. Инструмент может быть оснащен патроном быстрозажимного типа или под ключ. Заменяют оснастку в обоих случаях сходным образом. Чтобы вытащить сверло из шуруповерта с быстрозажимным патроном и вставить новое или другой вид оснастки поступают следующим образом:


  • вначале подбирают биту под размер шляпки и тип прорези на ней (крестовая, прямая или другая) либо сверло нужного диаметра, соответствующее материалу, в котором предстоит создавать отверстие;
  • раскручивают патрон против часового направления;
  • по центру, между разведенными кулачками, устанавливают выбранную разновидность оснастки;
  • вращая гильзу патрона по ходу стрелки часов, зажимают насадку.

Вытащить сверло из шуруповерта (либо другую насадку) можно, держа одной рукой за подвижную часть патрона, а второй нажимая пусковую кнопку. Только предварительно следует переключить направление вращения на раскручивание.

смена насадок

Когда дрель-шуруповерт оснащена патроном под ключ, тогда, чтобы сменить оснастку поступают так:

  • вставив ключ в углубление для него, раскручивают патрон;
  • устанавливаю насадку;
  • зажимают ее, вращая ключ по ходу часовой стрелки.

Существуют модели, в которых можно снять патрон одного типа, например, быстросъемный, и заменить его аналогом под ключ. Выбирая какой-либо вариант, необходимо ориентироваться не только на удобство при работе, но также стоит учитывать плюсы и минусы каждого из них. Так, патрон под ключ надежно зажимает оснастку, что важно при сверлении, а быстрозажимной позволяет быстрее выполнить замену, даже одной рукой (другая при этом держится за рукоятку, нажимая пусковую кнопку по необходимости).

Сфера применения шуруповерта


Правильно пользоваться шуруповертом – это значит выполнять с его помощью только те операции, которые указывает в эксплуатационной инструкции производитель данного изделия. Основными (по назначению) для этого инструмента является такие виды работ:

  • вкручивание или выкручивание крепежей различных видов, включая затягивание и раскручивание болтов с гайками;
  • сверление отверстий в разных по твердости материалах.

Использование шуруповерта по непосредственному назначению является наиболее распространенным способом применения этого устройства, как в домашних условиях, так и в строительстве, мебельном производстве, электромонтаже, при сборке и ремонте автомобилей. Этими направлениями сфера применения изделия не ограничивается: дрель-шуруповерт пригодится везде, где требуется работать с крепежными элементами (собирать разбирать разные конструкции, оборудование, машины) и сверлить отверстия сравнительно небольших размеров.

работа шуруповертом


Область возможного применения конкретной модели определяется тем, к какой категории она относится: к бытовой либо к профессиональной. Инструмент, предназначенный для домашнего использования, стоит сравнительно дешево, имеет небольшую мощность и крутящий момент. У бытовых моделей невысокая производительность, а также ограниченные функциональные возможности.

Дрель-шуруповерт из профессиональной категории имеет расширенный функционал и высокие технические показатели. Такой инструмент предназначен для продолжительного, эффективного использования по своему прямому назначению. Также значительно шире у него возможности нетрадиционной эксплуатации.

Нетрадиционные варианты использования

Кроме прямого назначения электрошуруповерт используют для выполнения различных нетрадиционных операций. К ним относятся следующие виды работ:

  • полировка авто и его фар;
  • размешивание небольших объемов различных строительных смесей и красок;
  • бурение лунок во льду (для этого инструмент оснащают специальной насадкой — буром);
  • вязка арматуры;
  • нарезка резьбы;
  • покос травяного покрова (с этой целью переделывают устройство в триммер или газонокосилку, либо просто вставляют в патрон насадку с лезвиями);
  • измельчение мягкой травы или тонких веток (для этого создают на базе дрели-шуруповерта садовый измельчитель);
  • шлифовка поверхностей;
  • резка материалов;
  • скрутка проводов.

Это далеко неполный перечень нетрадиционных работ, выполняемых с помощью аккумуляторных либо сетевых моделей электрошуруповертов. Изобретательская мысль не стоит на месте. Практически у каждого специалиста имеются варианты нетипичных для этого электроинструмента работ.

С помощью шуруповерта можно вернуть автомобилю его первоначальный цвет и блеск. Чтобы полировать машину, применяют такие разновидности насадок:

  • кожаные или тканевые круги, с их помощью выполняют первоначальную очистку поверхностей;
  • войлочные — они используются для первоначальной обработки и финишной полировки (подходят насадки, сделанные из овчины);
  • поролоновые.

полировка авто шуруповертом

Вместе с оснасткой применяют также полировальные пасты и полироли. Они бывают таких видов:

  • силиконовые;
  • абразивные;
  • неабразивные.

С помощью аналогичных средств осуществляется и полировка фар.

Качество достигаемого результата определяется правильным сочетанием насадок с полировальными средствами, а также аккуратностью и мастерством выполнения работы.

Вязание арматурных прутьев с помощью стальной проволоки очень распространено в строительной сфере при возведении железобетонных (монолитных) конструкций, например, фундаментов, домов. Даже если предстоит выполнить незначительный объем работы, то работать ручным крючком или плоскогубцами довольно не продуктивно. Гораздо быстрее поможет вязать арматуру аккумуляторный или сетевой электрошуруповерт, оснащенный насадкой в виде крючка. При этом показатель мощности инструмента особо не важен.


вязка арматуры шуруповертом

Скручивание разделанных концов проводов, например, в распределительных коробках – это также довольно рутинная работа. Ускорить процесс можно с помощью шуруповерта со специальной насадкой. Как делается скрутка, показано в видеоролике далее:

Особенности сверления шуруповертом бетона, металла, кирпича

С помощью электрошуруповертов сверлят древесину, металл, бетон и другие материалы. При этом функциональные возможности используемой модели зависят от ее технических показателей: мощности, величины, крутящего момента, наличия ударного режима работы, частоты вращения. Инструкция по эксплуатации содержит точные указания можно ли сверлить шуруповертом тот либо иной материал. В ней также приводится максимальный диаметр создаваемых отверстий, а в некоторых случаях и ограничения по заглублению.


Кирпичную или бетонную стену способна просверлить только достаточно мощная дрель-шуруповерт. В большинстве случаев такие устройства могут работать в ударном режиме. Но просверлить бетонную стену шуруповертом, даже ударного типа, достаточно проблематично. Данный инструмент подходит только для одноразовых операций. Эту трудоемкую работу лучше выполнять с помощью перфоратора.

сверление кирпичных стен

В мягких породах древесины даже аккумуляторные изделия из бытовой категории способны создавать отверстия сечением до 20 мм. С помощью бюджетных моделей из рейтинга лучших электрошуруповертов 2017 года сверлят различные металлы, включая сталь. При этом отверстия в диаметре могут достигать 10 мм.

Для сверления каждого материала применяют сверла определенного вида. Насадки отличаются не только материалом, из которого они изготовлены, но и конструкцией, заточкой.

При работе с инструментом вращающееся сверло должно входить в поверхность материала перпендикулярно ей — это позволяет равномерно распределять нагрузку на оснастку, создавать более аккуратные отверстия.

работа шуруповертом


При сверлении металла рекомендуется предварительно с помощью керна сделать маленькое углубление по центру будущего отверстия. Это предотвратит скольжение сверла по гладкой металлической поверхности. Если нужно сделать отверстие достаточно большого диаметра, то следует предварительно просверлить меньшее. Также во время работы с металлом насадку рекомендуется регулярно смазывать специальным составом.

Используя дрель-шуруповерт, следует учитывать, что нельзя оказывать на нее сильное давление, потому что это не только не ускорит выполнение работы, но и способно повредить сверло, а также сам электроинструмент. Усилие необходимо поддерживать постоянно на одном уровне. Чтобы избежать заклинивания или поломки насадки, нужно ее доставать из просверленного отверстия только при вращении. Если все же сверло застряло, то достать его можно, выполнив реверс.

Сверление небольших деталей рекомендуется выполнять, предварительно зафиксировав их в тисках. Если предстоит делать сквозное отверстие в тонком листе металла или в нетолстой деревянной заготовке, то под них нужно подлаживать ровные куски фанеры или досок.

Рекомендации по правильному уходу за инструментом

Как аккумуляторные, так и сетевые модели требуют периодического технического обслуживания и постоянного ухода. Вместе с правильным хранением и отсутствием эксплуатационных перегрузок, данные факторы позволяют продлить жизнь шуруповерту.

дрель-шуруповерт Bosch

Качественный уход заключается в следующем:


  1. Нельзя, чтобы вода попадала на инструмент. Поэтому следует хранить изделие в специально отведенном, сухом месте.
  2. Запрещено бросать электрошуруповерт.
  3. Не следует перегружать электроинструмент: ориентироваться можно при этом частично на нагрев корпуса. Использовать нужно только острые сверла.
  4. Должна периодически выполняться смазка патрона: регулярность проведения мероприятия указывается в эксплуатационной инструкции.
  5. При попадании грязи, пыли, прилипании стружки и прочих загрязнителей – их следует удалять сухой тряпкой (особенно тщательно горюче-смазочные материалы). Также нужно обтирать используемое устройство в конце рабочего дня. Оснастка тоже должна всегда находиться в чистом состоянии.
  6. Аккумуляторы следует хранить так, чтобы не произошло замыкание между их клеммами. Нельзя допускать деформаций накопителей, а также оставлять их под непосредственным воздействием солнечных лучей.
  7. Аккумуляторы литий-ионного типа рекомендуется укладывать на хранение наполовину заряженными от максимальной величины емкости, никель-металлогидридные – с полной зарядкой, никель-кадмиевые – частично разряженными (но незначительно).
  8. Никель-кадмиевые накопители после хранения (либо новые) следует перед началом использования подвергнуть 3 циклам полной зарядки/разрядки, чтобы они сохраняли свою емкость, а никель-металлогидридные – 4-5.
  9. Производители рекомендуют хранить и эксплуатировать электрошуруповерты при температуре от -5 до +30 градусов.
  10. Зарядное устройство от аккумуляторных моделей после зарядки батарей нужно отключать во избежание его перегрева.
  11. Перед работой и после нее рекомендуется проверять целостность эксплуатируемого изделия, особенно его движущейся части.
  12. При сверлении рекомендуется периодически охлаждать насадку различными способами.

Соблюдение приведенных рекомендаций по уходу не занимает много времени, зато способствует значительному продлению срока пользования изделием.

аккумуляторный шуруповерт

Перед тем, как приступить к использованию нового шуруповерта, рекомендуется предварительно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации к нему от производителя. В ней уже указываются конструктивные особенности модели, ее технические характеристики, подходящая область применения, периодичность обслуживания, рекомендации по транспортировке и хранению. Также обязательно приводятся правила безопасности, которых следует придерживаться.

Если во время выполнения работы инструментом появляется запах плавящегося пластика или изоляции, дым, нехарактерный шум, чрезмерная вибрация, то стоит немедленно прекратить его эксплуатировать.

Когда изделие находится на гарантийном обслуживании, то лучше отнести его в сервисный сервис. В противном случае можно попробовать отремонтировать его самостоятельно.

tehnika.expert

Устройство и неисправности шуруповёрта

Все шуруповёрты устроены примерно одинаково. Они состоят из следующих функциональных узлов:

  • кнопка пуска;
  • широтно-импульсный регулятор;
  • электродвигатель;
  • транзистор;
  • планетарный редуктор.

Все компоненты прибора находятся в прочном и эстетичном корпусе, который имеет прорезиненую рукоятку, кнопки управления и регулировки, а также гнездо для установки аккумулятора (если шуруповёрт рассчитан только на работу от сети 220 В, аккумулятора у него нет).

При нажатии на кнопку пуска не до конца шуруповёрт может пищать. Это нормальное явление работы двигателей постоянного тока при запуске и на низких оборотах.

Зачем и как регулировать трещотку

Трещотка шуруповёрта — это муфта, предназначенная для ограничения усилия при вращении патрона. Её наличие в электроинструменте можно определить по вращающемуся кольцу с цифрами. Некоторые пользователи не понимают значения муфты и не трогают её. Используя трещотку, можно регулировать глубину ввинчивания самореза. В слишком мягкий материал шляпка крепежа легко утапливается и может пройти насквозь. При использовании мелкого крепежа очень высокий крутящий момент может его разрушить. Трещотка предотвращает срезание шлица у саморезов и износ бит шуруповёрта. Чтобы определить нужное значение на регулировочном кольце, сделайте несколько заходов, начиная с минимального.

Трещотка шуруповёрта
Каждая цифра на трещотке соответствует определённому значению усилия закручивания — чем больше цифра, тем больше усилие и наоборот

Если шуруповёрт имеет режим сверления, то последним значком на муфте будет пиктограмма с изображением сверла. В этом положении используется максимальный крутящий момент.

Частые неисправности шуруповёрта

Поскольку все современные шуруповёрты имеют стандартную схему устройства, неисправности у них тоже, как правило, типовые. К основным дефектам этого инструмента относятся:

  • неисправность аккумулятора;
  • износ щёток;
  • поломка кнопки;
  • биение патрона;
  • отсутствие реакции на попытки включения или выключения;
  • работа с перебоями.

Все эти поломки вы сможете устранить самостоятельно, если у вас есть опыт работы с измерительными и паяльными приборами. В некоторых случаях придётся менять узлы полностью, так как не все детали продаются отдельно. Если ремонт редуктора или двигателя является для вас слишком сложной операцией, эти элементы можно полностью заменить или отнести их в мастерскую.

Ремонт шуруповёрта своими руками

Для устранения большинства неисправностей шуруповёрта требуется его разборка, т. е. снятие корпуса и отсоединение основных узлов друг от друга.

Как разобрать шуруповёрт

Шуруповёрт разбирают в следующей последовательности:

  1. Снимите аккумулятор.
  2. Открутите винты, соединяющие две половины корпуса.

    Разборка корпуса шуруповёрта
    Корпус шуруповёрта состоит из двух частей, соединённых довольно большим количеством саморезов — для того чтобы его разобрать, нужно найти все места крепления

  3. Снимите его верхнюю часть.
  4. Выньте содержимое.
  5. Отсоедините кнопку.

    Кнопка включения шуруповёрта
    Кнопка шуруповёрта составляет единое целое с механизмом включения, который соединён с двигателем, поэтому при отделении кнопки от гнезда на корпусе нужно соблюдать осторожность, чтобы не порвать провода

  6. Снимите переключатель скоростей.
  7. Отсоедините двигатель, редуктор, регулировочную муфту и патрон.

    Отсоединение редуктора от двигателя шуруповёрта
    Для того чтобы отсоединить редуктор шуруповёрта от его двигателя, необходимо открутить четыре винта, находящиеся в месте контакта двух пластмассовых кожухов

Видео: как разобрать шуруповёрт

Ремонт патрона

Патроны в разных моделях шуруповёртов могут немного отличаться друг от друга. Они могут крепиться к валу тремя способами:

  1. Конусом Морзе.
  2. Резьбовым соединением.
  3. Резьбовым соединением с фиксирующим винтом.

Чтобы определить способ крепления патрона, нужно прочитать надпись на его гильзе:

  • маркировка «1–6 В10» означает конус Морзе. Используются насадки с диаметром хвостовика от 1 до 6 миллиметров. Кодировка «В10» обозначает размер конуса. Возьмите молоток и выбейте патрон ударами по корпусу;
  • надписи типа «1,0–11 М12х1,2» или «2–13 мм ½-20 UNF» означают метрическую и дюймовую резьбу.

Если патрон оказался резьбовым, нужно выполнить следующие действия:

  1. Разожмите кулачки патрона.
  2. Если внутри есть винт, выкрутите его по часовой стрелке (винт имеет левую резьбу).
  3. Возьмите шестигранный Г-образный ключ размером 10 мм.
  4. Короткий край вставьте в патрон и плотно зажмите в кулачках.
  5. На малых оборотах запустите и сразу выключите шуруповёрт, чтобы длинный край шестигранника ударился об стол. Вместо включения прибора можно просто ударить по ключу молотком. Резьба сдвинется и патрон выкрутится.

    Демонтаж патрона шуруповёрта
    Для того чтобы снять патрон, нужно зажать в него шестигранный ключ и запустить двигатель на малых оборотах до того момента, пока ключ не ударится об стол

Видео: как снять патрон с резьбой при помощи шестигранного ключа

Если эти способы не помогают, разберите шуруповёрт и выньте редуктор в сборе. Возьмите Г-образный трубчатый ключ (чаще всего на 19») и открутите патрон, зажав с обратной стороны болты крепления редуктора накидной головкой ключа. Она даст необходимый упор, с помощью которого патрон можно открутить рукой.

Видео: как снять патрон трубчатым ключом

Чтобы разобрать патрон, нужно снять заглушку в его основании. Пластиковая заглушка аккуратно поддевается ножом. Металлическая — выбивается ударами молотка по основанию патрона:

  1. Возьмите большой болт, вставьте его в патрон и слегка подожмите для центровки. Головка болта должна на два-три сантиметра выступать над патроном.
  2. Ударьте молотком по головке болта. Патрон выскочит из корпуса.

Видео: извлечение пластиковой заглушки из патрона шуруповёрта

Распространённые неисправности патрона:

  • криво зажимает биты;
  • люфт между битами и кулачками;
  • кулачки неровно выдвигаются.

Для выяснения причин и их устранения выполните следующие действия:

  1. Разберите патрон.
  2. Снимите конусную гайку, которая состоит из двух частей.
  3. Выкрутите зажимные кулачки.
  4. Проверьте состояние резьбы на гайке и на кулачках, неисправные детали замените.

    Составные части самозажимного патрона
    В процессе работы на кулачках или конусной гайке, которая управляет их работой, может выработаться или раскрошиться резьба, тогда эти детали нужно заменить

  5. Соберите патрон в порядке, обратном разборке.

Необходимо отметить, что такие детали, как кулачки или конусная гайка, отдельно купить вряд ли удастся, их можно снять только с другого аналогичного патрона. Поэтому в большинстве случаев неисправный патрон лучше отнести в мастерскую, а ещё проще — купить и поставить новый. Для покупки нового патрона обязательно возьмите с собой в магазин шуруповёрт и демонтированный старый патрон.

Видео: разбор и ремонт патрона с металлической заглушкой

Ремонт аккумулятора

В шуруповёртах применяются три вида аккумуляторов:

  1. Никель-кадмиевые (Ni-Cd). Их можно заряжать очень много раз, но они обладают эффектом памяти. Если вы не дожидаетесь полной разрядки и начинаете заряжать батарею, то постепенно её ёмкость будет уменьшаться. Раскачайте аккумулятор перед первым использованием. Три раза разрядите и зарядите его, чтобы ёмкость стала максимальной.
  2. Никель-металл-гидридные (Ni-MH). Особенностью таких аккумуляторов является менее выраженный эффект памяти, но высокий ток саморазряда. Если вы предполагаете хранить шуруповёрт без использования больше месяца, обязательно полностью зарядите его аккумулятор.
  3. Литийионные (Li-Ion). Эти батареи быстро заряжаются, но не переносят морозы. Их можно заряжать когда удобно.

Хранить все виды аккумуляторов необходимо отдельно от шуруповёрта и зарядного устройства. При долгом неиспользовании их нужно подзаряжать раз в месяц.

Если батарея не держит заряд, разберите её. Она состоит из нескольких элементов питания. Проверьте тестером напряжение в каждом. Значение рабочего напряжения указано на корпусе (оно одинаково для всех элементов). Нерабочие батарейки замените.

Ремонт аккумулятора шуруповёрта
Аккумулятор шуруповёрта состоит из нескольких элементов, прозвонив которые можно найти и заменить те, что вышли из строя

Видео: устранение быстрого разряда аккумулятора

Если аккумулятор не снимается, скорее всего, заклинила фиксирующая кнопка. Необходимо снять верхнюю часть корпуса, отсоединить аккумулятор, разобрать его и отрегулировать кнопку.

Ремонт зарядного устройства

Частые поломки зарядного устройства:

  • горит предохранитель;
  • переламывается сетевой кабель;
  • обрывается первичная обмотка трансформатора;
  • пробиваются диоды.

Если разобрать зарядное устройство шуруповёрта, то мы увидим понижающий трансформатор и плату. Через сетевой провод напряжение поступает на первичную обмотку трансформатора. Термопредохранитель включён последовательно с сетевой обмоткой, поэтому он перегревается первым и предохраняет обмотку от обрыва. Со вторичной обмотки напряжение переходит на диодный мост. Если зарядка пропускает ток, то вокруг диодов образуется желтизна. Обмотки трансформатора перегреваются, диоды пробиваются.

Зарядное устройство шуруповёрта
Зарядное устройство шуруповёрта состоит из понижающего трансформатора и платы с электроникой
  1. Замерьте мультиметром сопротивление на первичной обмотке. Если его нет, значит, цепь оборвана и напряжение не поступает на первичную катушку. Предохранитель находится под изоляцией трансформатора рядом с проводами, подключающимися к сети. Проверьте его тестером.
  2. Если предохранитель целый, проверьте сетевой провод, возможно, он перебит.
  3. Если провод в порядке, проверьте обмотки. В случае пробоя замените трансформатор.

Видео: диагностика и ремонт зарядного устройства

Проблемы с кнопкой

Неисправность кнопки пуска может приводить к следующим нарушениям работы шуруповёрта:

  • появляется самоход;
  • прибор не включается;
  • прибор работает нестабильно.

От кнопки два провода идут к контактам батареи и два — к двигателю. Если есть транзистор, то он подключается тремя проводами. Убедитесь, что проблема в кнопке:

  1. Подключите аккумулятор. Нажмите на кнопку и тестером замерьте напряжение на её выходе, оно должно отсутствовать.
  2. Снимите аккумулятор и извлеките верхний провод двигателя из корпуса кнопки.
  3. Подключите двигатель напрямую к аккумулятору. Для этого возьмите два провода необходимой длины и подсоедините их к контактам аккумулятора. Другие концы проводов подсоедините к корпусу двигателя и к проводу, который был вставлен в кнопку. Если двигатель заработал, значит, кнопка неисправна.

Видео: диагностика и замена кнопки шуруповёрта

Последовательность ремонта кнопки:

  1. Провода, идущие от кнопки, отпаивать не надо. Аккуратно, чтобы не повредить основание, снимите нажимную часть кнопки, которая не попадает во внутреннюю область корпуса. Это нужно делать не рывком, а медленно вращать и тянуть на себя.
  2. Снимите защитную крышку. Возьмите нож и плоскую отвёртку. Подденьте и освободите все защёлки. Вытащите элемент под номером 1 и снимите крышку отсека включения под номером 2. Если контакты слегка обгорели, их надо почистить. Но если они сгорели совсем, то кнопку лучше всего заменить. Она продаётся в комплекте с проводами. Если контакты целы, то идём дальше.
  3. Придерживая пружину, аккуратно извлеките механизм включения. Посмотрите внутрь. Возможно, из-за низкого качества металла контактные площадки стёрлись и образовалась пыль, которая осела внутри пластмассовой коробки. Соответственно, диэлектрические поверхности стали проводить электрический ток. Это одна из причин самопроизвольной работы прибора. Вторая причина — вышедший из строя транзистор. Удалите металлическую пыль ватой, смоченной спиртом. Контакты можно поскоблить ножом, но только не наждачной бумагой, чтобы не испортить их поверхность. Теперь соберите всё в обратном порядке. Сгоревший транзистор замените. Включите инструмент.

    Ремонт кнопки пуска шуруповёрта
    Причиной неисправности кнопки могут стать подгоревшие контакты, металлическая пыль или сгоревший транзистор

Осмотр и ремонт регулятора усилия

За патроном располагается регулировочное кольцо с пружиной, контролирующей усилие и отщёлкивающей патрон от редуктора. Эта пружина давит на шарики, которые упираются в выступы кольцевой шестерни редуктора. Разберите трещотку, проверьте целостность всех её элементов. Удалите грязь ветошью, смоченной спиртом, смажьте шарики.

Видео: ремонт трещотки

Разборка и ремонт редуктора

Основные элементы редуктора:

  • шестерни;
  • водила;
  • сателлиты.

Они изготовлены из металла и пластмассы. Кольцевая шестерня — это цилиндр с внутренними зубьями по всей окружности. По зубьям двигаются сателлиты.

Первое водило имеет две шестерни с обоих концов. Первая солнечная — приводная шестерня двигателя. Она заходит между сателлитами первого водила. Вторая солнечная на противоположной стороне заходит между сателлитами второго водила. У двухступенчатого редуктора второе водило связано с валом, на который одевается патрон. У трёхступенчатого редуктора есть ещё один механизм. Все эти детали расположены внутри кольцевой шестерни.

Двигатель передаёт вращение сателлитам первой ступени через солнечную шестерню. Первое водило вращает вторую ступень сателлитов. Если есть третья ступень, то её вращает второе водило. Сателлиты всех ступеней вращаются внутри кольцевой шестерни. Последнее водило вращает вал патрона. С каждой передачей крутящего момента скорость падает.

Последовательность разборки редуктора:

  1. Снятие патрона.
  2. Раскручивание корпуса.
  3. Отсоединение редуктора от двигателя.
  4. Снятие пластины.
  5. Изъятие всех деталей из корпуса.

    Разборка редуктора шуруповёрта
    При разборке редуктора все детали снимаются последовательно: сначала сателлиты первой ступени, а потом второй

  6. Выкручивание всех болтов, которые соединяют обе половины редуктора.
  7. Коррекция диаметра пружины с использованием плоскогубцев с целью улучшения включения передачи.
  8. Разборка муфты за счёт снятия стопорного кольца, шайб, насыпного подшипника.
  9. Изъятие вала.

Все детали разбираемого редуктора раскладывайте по порядку, чтобы потом было легче собирать.

  1. Если при работе шуруповёрта слышен скрежет или он дёргается, значит, редуктор имеет дефекты. Во время работы приходится производить боковое нажатие и сильно нагружать инструмент. Из-за этого искривляется вал редуктора и возникает заметное биение. В этом случае узел меняется в сборе.
  2. Если износилась опорная втулка и подшипник вала, то их можно заменить на аналогичные.
  3. Поломка штифта сателлита сопровождается запуском и моментальной остановкой двигателя. Замените водило или редуктор.
  4. Изнашивание зубцов шестерёнок также требует замены редуктора.

Часто ремонт редуктора сводится только к очистке и смазке. Не переборщите со смазкой, иначе прибор будет плохо работать.

Видео: разборка, сборка, очистка и смазка редуктора

Замена щёток

Графитовые щётки расположены с торца двигателя со стороны соединения с кнопкой. Они могут находиться внутри корпуса двигателя под задней крышкой либо снаружи. При износе хотя бы одной из щёток на 40% меняйте обе. Проверьте контакты. На износ щёток указывают следующие признаки:

  • двигатель работает рывками;
  • слышны несвойственные нормальной работе звуки;
  • искрение;
  • запах гари.

    Щётки двигателя шуруповёрта
    При снятии и установке щёток нужно придерживать держатели, иначе под действием пружины они могут разлететься довольно далеко

Видео: замена щёток двигателя

Ремонт двигателя

В шуруповёрте используется двигатель постоянного тока в цилиндрическом корпусе с магнитами. Внутри находится якорь с обмотками и щётки. Для проверки двигателя отсоедините редуктор и провода, ведущие к кнопке, и замерьте сопротивление обмотки якоря мультиметром. Отсутствие показаний прибора говорит об обрыве, а очень низкое значение — о коротком замыкании. Сопротивление коллектора измеряется на валу и каждой пластине. Оно должно быть нулевым. Неисправности в якоре ведут к отключению при работе, потере мощности, искрению и задымлению.

Видео: тестирование обмотки якоря и пластин коллектора мультиметром

Часто при выходе из строя двигателя шестерня остаётся целой. Так как в большинстве двигателей она запрессована на валу, её снятие проходит с некоторыми трудностями. Купите специальный съёмник или воспользуйтесь подручными средствами. Не пытайтесь это сделать плоскогубцами или гвоздодёром — вы погнёте вал и испортите зубья шестерни.

  1. Возьмите кусок профиля или швеллера. Сделайте продольную канавку болгаркой.
  2. Вставьте вал в канавку перпендикулярно профилю и как бы подденьте шестерню.
  3. Положите профиль на две твёрдые поверхности так, чтобы двигатель свисал между ними.
  4. Возьмите гвоздь и молотком аккуратно постучите по краю вала. Шестерня легко сползёт.
  5. Оденьте шестерню на новый двигатель с помощью молотка и твёрдой поверхности.

Видео: снимаем шестерню с вала двигателя

Шуруповёрт трещит, но не крутит

При появлении треска в работе шуруповёрта сначала попробуйте поменять положение регулятора скоростей. Возможно, он недовключился. Если эта процедура не помогла, разберите инструмент.

  1. Если двигатель крутится, отсоедините патрон. Проверьте вращение вала редуктора и состояние шестерни двигателя.
  2. Если вал не вращается и шестерня целая, разберите редуктор. Проверьте состояние зубьев сателлитов и шестерёнок.
  3. Если двигатель не работает, проверьте щётки, обмотки и якорь.

Теперь вы знаете как разбирать, собирать и ремонтировать шуруповёрт своими руками.

tehznatok.com


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.