Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Часто возникает вопрос, как проверить электродвигатель после выхода из строя, а также после ремонта, если он не крутится. Для этого существует несколько способов: внешний осмотр, специальный стенд, «прозвонка» обмоток мультиметром. Последний способ наиболее экономичный и универсальный, но он дает верные результаты не всегда. У большинства постоянников сопротивление обмотки практически равно нулю. Поэтому потребуется дополнительная схема для измерений.

Конструкция мотора

Чтобы быстро освоить, как проверить электродвигатель, нужно чётко представлять себе устройство основных деталей. В основе всех моторов лежит две части конструкции: ротор и статор. Первая составляющая всегда вращается под действием электромагнитного поля, вторая неподвижная и как раз создаёт этот вихревой поток.

Чтобы понимать, как проверить электродвигатель, потребуется хотя бы раз его разобрать собственными руками. У различных производителей конструктив отличается, но принцип диагностики электрической части пока что остаётся неизменным. Между ротором и статором находится зазор, в котором может скапливаться мелкая металлическая стружка при разгерметизации корпуса.

Подшипники при износе могут давать завышенные показатели тока, вследствие чего защиту будет выбивать. Разбираясь с вопросом, как проверить электродвигатель, не стоит забывать о механических повреждениях подвижных частей и борно, где находятся контакты.

Трудности диагностики


Перед тем как проверить электродвигатель мультиметром, следует провести внешний осмотр корпуса, охлаждающей крыльчатки, проверить температуру прикосновением руки к металлическим поверхностям. Нагретый корпус свидетельствует о завышенном токе из-за проблем с механической частью.

Проанализировать потребуется состояние внутренностей борно, проверить затяжку болтов или гаек. При ненадежном соединении токоведущих частей выход из строя обмоток может произойти в любой момент. Поверхность двигателя должна быть очищена от загрязнений, а внутри отсутствовать влага.

Если рассматривать вопрос, как проверить электродвигатель мультиметром, то нужно учитывать несколько нюансов:

  • Кроме мультиметра понадобятся клещи для бесконтактного замера тока, проходящего через провод.
  • Мультиметром можно измерить только незначительно высокие сопротивления. Для проверки состояния изоляции (где сопротивление — от кОм до МОм) используют мегоомметр.
  • Чтобы сделать выводы о годности мотора, потребуется отсоединить механические узлы (редуктор, насос и другие) либо нужно быть уверенным в полной исправности этих компонентов.

Коммутирующая аппаратура

Для пуска вращения обмоток используется плата либо реле. Чтобы начать разбираться с вопросом, как проверить обмотку электродвигателя, нужно расцепить подводящую цепь. Через неё могут «звониться» элементы платы управления, что внесет ошибку в измерения. При откинутых проводах можно измерить поступающее напряжение, чтобы быть уверенным в исправности электронной схемы.

В двигателях бытовой техники часто применяется конструкция с пусковой обмоткой, сопротивление которой превышает значение рабочей индуктивности. При замерах учитывают тот факт, что могут присутствовать токосъемные щётки. В месте контакта с ротором часто появляется нагар, очистив его, нужно восстановить надежность прилегания щеток во время вращения.

В стиральных машинках применяются малогабаритные двигатели с одной рабочей обмоткой. Вся суть диагностики сводится к замерам её сопротивления. Ток замеряется реже, но по снятию характеристик на разных оборотах можно сделать выводы об исправности мотора.

Подробности диагностики электрической части

Рассмотрим, как проверить исправность электродвигателя. В первую очередь осматривают контактные соединения. Если в них нет видимых повреждений, то вскрывают место соединения проводов с двигателем и отключают их. Желательно определить тип мотора. Если он коллекторный, то имеются ламели или секции в месте прилегания щеток.


Требуется измерить омметром сопротивление между каждыми соседними ламелями. Оно должно быть одинаковым во всех случаях. Если наблюдаются короткозамкнутые секции либо их обрыв, то таходатчик мотора требуется заменить. Если же «прозванивать» саму катушку ротора, то 12 В мультиметра может быть недостаточно. Чтобы точно оценить состояние обмотки, потребуется внешний источник питания. Он может быть блоком от ПК или аккумулятором.

Для измерения малых значений сопротивления последовательно с измеряемой обмоткой устанавливается резистор известным номиналом. Достаточно выбрать сопротивление около 20 Ом. После подачи питания от внешнего источника замеряют падение напряжения на обмотке и резисторе. Результирующее значение получается из формулы R1 = U1*R2/U2, где R2 — резистор, U2 — падение напряжения на нем.

Диагностика асинхронных моторов

На промышленных стиральных машинах могут использоваться мощные трехфазные электродвигатели. Ротор у них чаще выполняется в виде наборных пластин с магнитным сердечником. Фазные обмотки чаще неподвижные и расположены в статоре.Мультиметром такой мотор проверить намного проще. Омметром нужно прозвонить сопротивление каждой обмотки. Оно должно быть одинаковым. Не забывают проверять пробой на корпус замером сопротивления на корпус. Однако изоляцию надежнее проверять мегаомметром.

Отвечая на вопрос, как проверить обмотки электродвигателя тестером, нужно отметить, что «перекоса фаз» у асинхронного мотора не допускается. Разность сопротивления не должна превышать одного ома. В противном случае ток на меньшей индуктивности растет, что приводит к подгоранию обмотки.

Если мотор постоянного тока


У таких двигателей сопротивление обмотки очень мало и измерения проводятся при помощи двух приборов. Одновременно снимают показания с амперметра и вольтметра. В качестве источника выбирают батарею напряжением 4-6 В. Результирующее значение определяется по формуле R = U/I.

Проверяют все имеющиеся сопротивления обмоток якоря, замеряют значения между пластинами коллектора. Все показатели мультиметра должны быть равными. По этому сравнению можно сделать выводы, как проверить якорь электродвигателя.

Разность в показаниях сопротивления между соседними пластинами коллектора допускается не более 10 %. Когда в конструктиве предусмотрена уравнительная обмотка, работа мотора будет нормальной при разности значений в 30 %. Показания мультиметра не всегда дают точный прогноз о состоянии двигателя стиральной машины. Дополнительно часто требуется анализ работы мотора на поверочном стенде.

Проверка мотора прямого привода

Если рассматривать вопрос, как проверить электродвигатель стиральной машины, то следует учитывать вид подсоединения барабана к валу. От этого зависит тип конструкции электрической части. Мультиметром прозванивают обмотки и делают выводы об их целостности.


Проверку работоспособности проводят уже после замены датчика Холла. Именно он выходит из строя в большинстве случаев. После прозвонки обмоток при их целостности опытные мастера рекомендуют подключить мотор напрямую в сеть 220 В. В результате наблюдают равномерное вращение, чтобы сменить его направление, можно перевоткнуть вилку в розетке, повернув её другими контактами.

Этот простой метод помогает выявить общую неисправность. Однако наличие вращения не гарантирует нормальную работу на всех режимах, отличающихся при отжиме и полоскании.

Последовательность диагностики

Первым делом рекомендуется сразу обращать внимание на состояние щеток, проводки. Нагар на токоведущих частях говорит о ненормальных режимах работы двигателя. Сами токосъемники должны быть ровными, без сколов и трещин. Царапины также приводят к искрению, что для обмоток двигателя губительно.

У стиральных машинок часто ротор перекашивается, из-за этого происходит скол или поломка ламелей. Управляющая плата постоянно отслеживает положение ротора через датчик Холла или тахогенератор, добавляя или уменьшая приложенное на рабочую обмотку напряжение. Отсюда появляется сильный шум при вращении, искрение, нарушение режимов работы при отжиме.

Такое явление можно заметить только при отжиме, а режим стирки проходит стабильно. Диагностика работы машинки не всегда проходит через анализ состояния электрической части. Механика может быть причиной неправильной работы. Без нагрузки двигатель может крутиться вполне равномерно и стабильно набирать обороты.

Если всё же выбивает защиту?


После проделанных замеров при плавающих неисправностях не рекомендуется подключаться к сети для проверки. Можно вывести мотор из строя окончательно, не подозревая о проблеме. Как проверить обмотку электродвигателя мультиметром, подскажет мастер сервисного центра по телефону. Под его руководством будет проще определить тип конструкции и порядок диагностики неисправной стиральной машины.

Однако часто и опытные мастера не справляются с ремонтом сложных случаев, когда неисправность плавающая. Для проверки в сервисе требуется использовать стиральную машинку, решающее значение имеют механические узлы. Перекос вала двигателя является частным случаем проблем с вращением барабана.

fb.ru

Какие электромоторы можно проверить мультиметром?

Существуют разные модификации электрических двигателей, и перечень их возможных неисправностей достаточно велик. Большинство неполадок можно диагностировать, воспользовавшись обычным мультиметром, даже если вы не специалист в этой области.

электродвигатель дрели - коллекторный переменного тока

Современные электродвигатели разделяются на несколько видов, которые перечислены ниже:


  • Асинхронный, на три фазы, с короткозамкнутым ротором. Этот тип электрических силовых агрегатов является самым популярным благодаря простому устройству, которое обеспечивает легкую диагностику.
  • Асинхронный конденсаторный, с одной или двумя фазами и короткозамкнутым ротором. Такой силовой установкой обычно оснащается бытовая техника, запитывающаяся от обычной сети на 220В, наиболее распространенной в современных домах.
  • Асинхронный, оснащенный фазным ротором. Это оборудование имеет более мощный стартовый момент, чем моторы с короткозамкнутым ротором, в связи с чем его используют как привод в крупных силовых устройствах (подъемники, краны, электростанки).
  • Коллекторный, постоянного тока. Такие двигатели широко используются в автомобилях, где они играют роль привода вентиляторов и насосов, а также стеклоподъемников и дворников.
  • Коллекторный, переменного тока. Этими моторами оснащается ручной электроинструмент.

Первый этап любой диагностики – визуальный осмотр. Если даже невооруженным взглядом видны сгоревшие обмотки или отломанные части мотора, понятно, что дальнейшая проверка бессмысленна, и агрегат нужно везти в мастерскую. Но зачастую осмотра недостаточно, чтобы выявить неполадки, и тогда необходима более тщательная проверка.

Ремонт асинхронных двигателей

Наиболее распространены асинхронные силовые агрегаты на две и на три фазы. Порядок их диагностики не совсем одинаков, поэтому следует остановиться на этом более подробно.

Трехфазный мотор

Существует два вида неисправностей электрических агрегатов, причем независимо от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.


схема подключения обмоток трехфазного двигателя

В состав трехфазного мотора, работающего от переменного тока, входит три катушки, которые могут быть соединены в форме треугольника или звезды. Имеется три фактора, определяющих работоспособность этой силовой установки:

  • Правильность намотки.
  • Качество изоляции.
  • Надежность контактов.

проверка изоляции обмотки двигателя мегомметром

Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра, но если его нет, можно обойтись обычным тестером, выставив на нем максимальное значение сопротивлений – мегаомы. Говорить о высокой точности измерений в этом случае не приходится, но получить приблизительные данные возможно.

Перед тем, как измерить сопротивление, убедитесь, что двигатель не подключен к электросети, иначе мультиметр придет в негодность. Затем нужно произвести калибровку, поставив стрелку на ноль (щупы при этом должны быть замкнуты). Проверять исправность тестера и правильность настроек, кратковременно касаясь одним щупом другого, необходимо каждый раз перед измерением величины сопротивление.


Приложите один щуп к корпусу электромотора и убедитесь, что контакт имеется. После этого снимите показания прибора, касаясь двигателя вторым щупом. Если данные в пределах нормы, соединяйте второй щуп с выводом каждой фазы поочередно. Высокий показатель сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.

Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:

Затем необходимо убедиться, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, которые выходят в коробку выводов электродвигателя. Если обнаружен обрыв какой-либо обмотки, диагностику следует прекратить до устранения неисправности.

Следующий пункт проверки – определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если внешне обмотки выглядят нормально, то установить факт короткого замыкания можно по неодинаковому потреблению электротока.

Двухфазный электрический двигатель

Диагностика силовых агрегатов этого типа несколько отличается от вышеописанной процедуры. При проверке мотора, оснащенного двумя катушками и запитывающегося от обычной электросети, его обмотки нужно прозвонить при помощи омметра. Показатель сопротивления рабочей обмотки должен быть на 50% меньше, чем у пусковой.


прозвонка статора коллекторного двигателя

Обязательно должно измеряться сопротивление на корпус – в норме оно должно быть очень большим, как и в предыдущем случае. Низкий показатель сопротивления говорит о необходимости перемотки статора. Конечно, для получения точных данных такие измерения лучше проводить при помощи мегомметра, но такая возможность в домашних условиях имеется редко.

Проверка коллекторных электромоторов

Разобравшись с диагностикой асинхронных моторов, перейдем к вопросу о том, как прозвонить электродвигатель мультиметром, если силовой агрегат относится к коллекторному типу, и каковы особенности таких проверок.

проверка коллекторного двигателя дрели

Чтобы правильно проверить работоспособность этих двигателей при помощи мультиметра, нужно действовать в следующем порядке:

  • Включить тестер на Ом и попарно замерить сопротивление коллекторных ламелей. В норме эти данные различаться не должны.
  • Измерить показатель сопротивления, приложив один щуп прибора к корпусу якоря, а другой – к коллектору. Этот показатель должен быть очень высоким, стремиться к бесконечности.
  • Проверить статор на целостность обмотки.
  • Измерить сопротивление, прикладывая один щуп к корпусу статора, а другой – к выводам. Чем выше будет полученный показатель, тем лучше.

Проверить электродвигатель при помощи мультиметра на межвитковое замыкание не получится. Для этого используется специальный аппарат, с помощью которого производится проверка якоря.

Подробно проверка двигателей электроинструмента показана в этом видео:

Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

Зачастую электрические силовые установки оснащаются дополнительными компонентами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации его работы. Наиболее распространенными элементами, встраивающимися в мотор, являются:

  • Термопредохранители. Они настроены на срабатывание при определенной температуре таким образом, чтобы избежать сгорания и разрушения изолирующего материала. Предохранитель убирается под изоляцию обмоток или фиксируется к корпусу электрического мотора стальной дужкой. В первом случае доступ к выводам не затруднен, и их без проблем можно проверить с помощью тестера. Также можно мультиметром или простой индикаторной отверткой определить, к каким разъемным ножкам выходит защитная схема. Если температурный предохранитель находится в нормальном состоянии, то он должен показывать при измерении короткое замыкание.Как проверить двигатель пылесоса мультиметром
  • Термопредохранители могут быть с успехом заменены температурными реле, которые бывают как нормально разомкнутыми, так и замкнутыми (второй тип более распространен). Марка элемента проставляется на его корпусе. Реле для различных типов двигателей выбирается в соответствии с техническими параметрами, ознакомиться с которыми можно, прочитав эксплуатационные документы или найдя нужную информацию в интернете.температурное реле
  • Датчики оборотов двигателя на три вывода. Обычно ими комплектуются моторы стиральных машин. Основой принципа работы этих элементов является изменение разности потенциалов в пластинке, через которую проходит слабый ток. Питание подается по двум крайним выводам, которые обладают небольшим сопротивлением и при проверке должны показывать короткое замыкание. Третий вывод проверяется только в рабочем режиме, когда на него действует магнитное поле. Не следует измерять величину электропитания датчика при включенном двигателе. Лучше всего вообще снять силовой агрегат и подать ток отдельно на датчик. Для возникновения импульсов на выходе датчика покрутите ось. Если ротор не оснащен постоянным магнитом, придется на время проверки установить его, сняв предварительно сенсор.датчик оборотов двигателя

Обычного мультиметра, как правило, достаточно для диагностики большинства неполадок, которые могут возникать в электромоторах. Если установить причину неисправности этим прибором не представляется возможным, проверка производится с помощью высокоточных и дорогостоящих аппаратов, которые имеются только у специалистов.

В этом материале содержится вся необходимая информация о том, как правильно проверить электродвигатель мультиметром в бытовых условиях. При выходе любой электротехники из строя самое главное – прозвонить обмотку мотора, чтобы исключить его неисправность, поскольку силовая установка имеет наиболее высокую стоимость по сравнению с другими элементами.

yaelectrik.ru

Да, Вы правы, фактически такого не может быть, чтобы во всех обмотках случилось идентичное межвитковое замыкание. К тому же, активное сопротивление 2,8 Ом как раз свойственно обмоткам двигателя подобной мощности. Поскольку двигатель исправно работает на холостом ходу, то, пожалуйста, ответьте на пару уточняющих вопросов:
на холостом ходу двигатель перегревается? Если да, то возможно, замкнуты пластины шихтованного магнитопровода и там вихревые токи гуляют — такое могло случиться, если разлетелся подшипник, и его части попали между ротором и статором, оставляя царапины и борозды в металле. Разберите двигатель и осмотрите поверхности ротора и статора — нет ли там явственных повреждений магнитопровода. Также убедитесь, что пластины магнитопровода не проржавели внутри (ржавчина распирает и искривляет пластины)
Маловероятно, чтобы литые алюминиевые цельнометаллические короткозамкнутые витки беличьего колеса были повреждены. Но внимательно осмотрите ротор — продольные полоски не должны иметь трещин.
Второй вопрос — Вы упомянули, что подключали двигатель через частотный преобразователь.И если я правильно понял, подключали также напрямую к трем фазам 380В звездой, или тоже через частотный преобразователь? Возможно, сам частотник не вытягивает?
И еще один вопрос — данный двигатель до этого исправно бурил, или оборудование новое (заводское или самодельное, не важно)? Если это опытная разработка, то возможно, не хватает момента двигателя для бурения?
Для проверки момента можно воспользоваться простым народным способом:
нужно заглубить бур, пока двигатель не начнет глохнуть.
Затем взять динамометрический ключ и измерить момент прямо на валу выключенного двигателя. По логике, чтобы бур весело бурил, нужно, чтобы момент двигателя в несколько раз превышал момент нагрузки (измеренный динамометрическим ключом) на входе редуктора с углубленным буром. Ведь там и почва особо плотная бывает, и камни попадаются.
для Вашего мотора номинальный крутящий момент где-то 7-8 Н*М (знайте поточнее, зависит от оборотов и производителя, марки и т д)
Не знаю, какой бур, но подразумеваю, что для бурений водяных скважин неглубоких. По опыту, навскидку — 2,2кВт маловато будет, ребята на свои буровые 5, 7, и даже 10 кВт ставят.
нужно убедиться что нагрузка соответствует возможностям двигателя, Без измерений момента нагрузки, проверить данную версию, можно установив на редуктор идентичный заведомо исправный двигатель

infoelectrik.ru

Как проверить двигатель мультиметром

30.03.2017

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Электродвигатель – основная составляющая любой современной бытовой электротехники, будь то холодильник, пылесос или другой агрегат, использующийся в домашнем хозяйстве. В случае выхода какого-либо прибора из строя в первую очередь необходимо установить причину поломки. Чтобы узнать, в исправном ли состоянии находится мотор, его необходимо проверить. Нести аппарат в мастерскую для этого необязательно, достаточно располагать обычным тестером. Прочитав эту статью, вы узнаете, как проверить электродвигатель мультиметром, и сможете справиться с этой задачей самостоятельно.

Какие электромоторы можно проверить мультиметром?

Существуют разные модификации электрических двигателей, и перечень их возможных неисправностей достаточно велик. Большинство неполадок можно диагностировать, воспользовавшись обычным мультиметром, даже если вы не специалист в этой области.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Современные электродвигатели разделяются на несколько видов, которые перечислены ниже:

  • Асинхронный, на три фазы, с короткозамкнутым ротором. Этот тип электрических силовых агрегатов является самым популярным благодаря простому устройству, которое обеспечивает легкую диагностику.
  • Асинхронный конденсаторный, с одной или двумя фазами и короткозамкнутым ротором. Такой силовой установкой обычно оснащается бытовая техника, запитывающаяся от обычной сети на 220В, наиболее распространенной в современных домах.
  • Асинхронный, оснащенный фазным ротором. Это оборудование имеет более мощный стартовый момент, чем моторы с короткозамкнутым ротором, в связи с чем его используют как привод в крупных силовых устройствах (подъемники, краны, электростанки).
  • Коллекторный, постоянного тока. Такие двигатели широко используются в автомобилях, где они играют роль привода вентиляторов и насосов, а также стеклоподъемников и дворников.
  • Коллекторный, переменного тока. Этими моторами оснащается ручной электроинструмент.

Первый этап любой диагностики – визуальный осмотр. Если даже невооруженным взглядом видны сгоревшие обмотки или отломанные части мотора, понятно, что дальнейшая проверка бессмысленна, и агрегат нужно везти в мастерскую. Но зачастую осмотра недостаточно, чтобы выявить неполадки, и тогда необходима более тщательная проверка.

Ремонт асинхронных двигателей

Наиболее распространены асинхронные силовые агрегаты на две и на три фазы. Порядок их диагностики не совсем одинаков, поэтому следует остановиться на этом более подробно.

Трехфазный мотор

Существует два вида неисправностей электрических агрегатов, причем независимо от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

В состав трехфазного мотора, работающего от переменного тока, входит три катушки, которые могут быть соединены в форме треугольника или звезды. Имеется три фактора, определяющих работоспособность этой силовой установки:

  • Правильность намотки.
  • Качество изоляции.
  • Надежность контактов.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра, но если его нет, можно обойтись обычным тестером, выставив на нем максимальное значение сопротивлений – мегаомы. Говорить о высокой точности измерений в этом случае не приходится, но получить приблизительные данные возможно.

Перед тем, как измерить сопротивление, убедитесь, что двигатель не подключен к электросети, иначе мультиметр придет в негодность. Затем нужно произвести калибровку, поставив стрелку на ноль (щупы при этом должны быть замкнуты). Проверять исправность тестера и правильность настроек, кратковременно касаясь одним щупом другого, необходимо каждый раз перед измерением величины сопротивление.

Приложите один щуп к корпусу электромотора и убедитесь, что контакт имеется. После этого снимите показания прибора, касаясь двигателя вторым щупом. Если данные в пределах нормы, соединяйте второй щуп с выводом каждой фазы поочередно. Высокий показатель сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.

Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:

Затем необходимо убедиться, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, которые выходят в коробку выводов электродвигателя. Если обнаружен обрыв какой-либо обмотки, диагностику следует прекратить до устранения неисправности.

Следующий пункт проверки – определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если внешне обмотки выглядят нормально, то установить факт короткого замыкания можно по неодинаковому потреблению электротока.

Двухфазный электрический двигатель

Диагностика силовых агрегатов этого типа несколько отличается от вышеописанной процедуры. При проверке мотора, оснащенного двумя катушками и запитывающегося от обычной электросети, его обмотки нужно прозвонить при помощи омметра. Показатель сопротивления рабочей обмотки должен быть на 50% меньше, чем у пусковой.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Обязательно должно измеряться сопротивление на корпус – в норме оно должно быть очень большим, как и в предыдущем случае. Низкий показатель сопротивления говорит о необходимости перемотки статора. Конечно, для получения точных данных такие измерения лучше проводить при помощи мегомметра, но такая возможность в домашних условиях имеется редко.

Проверка коллекторных электромоторов

Разобравшись с диагностикой асинхронных моторов, перейдем к вопросу о том, как прозвонить электродвигатель мультиметром, если силовой агрегат относится к коллекторному типу, и каковы особенности таких проверок.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Чтобы правильно проверить работоспособность этих двигателей при помощи мультиметра, нужно действовать в следующем порядке:

  • Включить тестер на Ом и попарно замерить сопротивление коллекторных ламелей. В норме эти данные различаться не должны.
  • Измерить показатель сопротивления, приложив один щуп прибора к корпусу якоря, а другой – к коллектору. Этот показатель должен быть очень высоким, стремиться к бесконечности.
  • Проверить статор на целостность обмотки.
  • Измерить сопротивление, прикладывая один щуп к корпусу статора, а другой – к выводам. Чем выше будет полученный показатель, тем лучше.

Проверить электродвигатель при помощи мультиметра на межвитковое замыкание не получится. Для этого используется специальный аппарат, с помощью которого производится проверка якоря.

Подробно проверка двигателей электроинструмента показана в этом видео:

Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

Зачастую электрические силовые установки оснащаются дополнительными компонентами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации его работы. Наиболее распространенными элементами, встраивающимися в мотор, являются:

  • Термопредохранители. Они настроены на срабатывание при определенной температуре таким образом, чтобы избежать сгорания и разрушения изолирующего материала. Предохранитель убирается под изоляцию обмоток или фиксируется к корпусу электрического мотора стальной дужкой. В первом случае доступ к выводам не затруднен, и их без проблем можно проверить с помощью тестера. Также можно мультиметром или простой индикаторной отверткой определить, к каким разъемным ножкам выходит защитная схема. Если температурный предохранитель находится в нормальном состоянии, то он должен показывать при измерении короткое замыкание.
  • Термопредохранители могут быть с успехом заменены температурными реле, которые бывают как нормально разомкнутыми, так и замкнутыми (второй тип более распространен). Марка элемента проставляется на его корпусе. Реле для различных типов двигателей выбирается в соответствии с техническими параметрами, ознакомиться с которыми можно, прочитав эксплуатационные документы или найдя нужную информацию в интернете.Как проверить двигатель пылесоса мультиметром
  • Датчики оборотов двигателя на три вывода. Обычно ими комплектуются моторы стиральных машин. Основой принципа работы этих элементов является изменение разности потенциалов в пластинке, через которую проходит слабый ток. Питание подается по двум крайним выводам, которые обладают небольшим сопротивлением и при проверке должны показывать короткое замыкание. Третий вывод проверяется только в рабочем режиме, когда на него действует магнитное поле. Не следует измерять величину электропитания датчика при включенном двигателе. Лучше всего вообще снять силовой агрегат и подать ток отдельно на датчик. Для возникновения импульсов на выходе датчика покрутите ось. Если ротор не оснащен постоянным магнитом, придется на время проверки установить его, сняв предварительно сенсор.

Обычного мультиметра, как правило, достаточно для диагностики большинства неполадок, которые могут возникать в электромоторах. Если установить причину неисправности этим прибором не представляется возможным, проверка производится с помощью высокоточных и дорогостоящих аппаратов, которые имеются только у специалистов.

В этом материале содержится вся необходимая информация о том, как правильно проверить электродвигатель мультиметром в бытовых условиях. При выходе любой электротехники из строя самое главное – прозвонить обмотку мотора, чтобы исключить его неисправность, поскольку силовая установка имеет наиболее высокую стоимость по сравнению с другими элементами.

yaelectrik.ru

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Сегодня обсудим, как прозвонить электродвигатель мультиметром. Умеющему пользоваться подходит отвертка-индикатор. Один нюанс: заручившись помощью тестера, оценим параметры, отличим пусковую обмотку от рабочей по значению сопротивления (в первом случае величина будет выше вдвое). Отвертка-индикатор миниатюрная, удобная, умение пользоваться приобретете, при необходимости, выплатив 30 рублей найдете новую.

Устройство электродвигателя

Разновидностей двигателей предостаточно. Составлены движущейся частью – ротором – неподвижной – статором. Первым делом посмотрим, где намотана медная проволока. Вариантов ответа три:

  1. Катушки только на роторе.
  2. Катушки только на статоре.
  3. На подвижной и неподвижной части намотка.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Конструкция электродвигателя

В остальном прозвонить асинхронный электродвигатель будет ничуть не сложнее, нежели коллекторный. И наоборот. Разница ограничивается принципом действия, не затрагивая методики оценки работоспособности конструкции. Чтобы правильно прозвонить электродвигатель, перестаньте разбирать особенности.

Ротор электродвигателя

В этом и следующем подзаголовке научим, как прозвонить трехфазный электродвигатель. Если катушки (вне зависимости от количества) имеются на роторе, смотрим, конструкцию токосъемника. Вариантов ответа минимум два.

Видим барабан ротора, снабженный выраженными секциями. Токосъемники представляют собой графитовые щетки. Двигатель коллекторный. Нужно прозвонить все секции. Выводами катушек являются противолежащие секции окружности.

Берем тестер, начинаем поочередно оценивать сопротивление: в каждом случае ответ (в омах) одинаковый плюс минус погрешность. При фиксировании обрыва очистка барабана не помогает. Факт бесконечного сопротивления или короткого замыкания свидетельствует: катушка сгорела. В некоторых двигателях сопротивление катушки близкое нулю.

Рассказывали, что делать в этом случае. Взять нормальную Крону 12 вольт, соединить катушку ротора последовательно низкоомному сопротивлению (20 Ом). Тестером измерить падения напряжения на катушке, добавочном резисторе, пользуясь пропорцией, посчитать значение (R1/R2 = U1/U2). Обратите внимание: резистор высокоточный (ряд Е48 или выше), чтобы вычисления обладали малой погрешностью. Удается измерить сравнительно малые сопротивления.

Обратите внимание: ток достигает 0,5 А при мощности 7 Вт. Вместо батарейки лучше взять блок питания компьютера, либо аккумулятор.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Ротор двигателя

Непрерывные кольца

Токосъемник выполнен в виде одного или нескольких непрерывных колец. Указывает красноречиво: синхронный двигатель (число фаз по количеству секций), либо асинхронный с фазным ротором. Собственно, до этого нет дела, потому как собрались прозвонить электродвигатель тестером, определить назначение прибора поленимся. Смотрим количество колец: число укладывается в пределы 1 — 3. Последнее означает: двигатель трехфазный. Начинаем звонить.

Обмотки соединены звездой, в результате сопротивление между каждыми двумя контактами равное. Если есть на руках оборудования для создания напряжения 500 В, следует прозвонить электродвигатель мегомметром на корпус. Стандартное значение изоляции составляет 20 МОм. Обратите внимание: обмотки могут не выдержать испытания. С двигателем на 12 вольт такие действия предпринимать не стоит. В результате при полностью исправном роторе получится равное сопротивление между контактами. При обнаружении короткого замыкания на корпус проверьте, не является ли техническим решением создания системы с глухозаземленной нейтралью.

Читайте также:  Как расположить светильники на потолке

Пришло время упомянуть, что для такой системы способ питания характерен напряжениям ниже 1 кВ. Однако при резонансной компенсации (если удастся в природе найти двигатель) может использоваться нечто подобное. По шильдику с маркировкой можно быстро решить вопрос (выход нейтрали на корпус).

Коллекторные щетки чаще расположены перпендикулярно поверхности барабана, тогда как к токосъемникам прижимаются под некоторым углом. Возникает вопрос – где нейтраль. Не выходит на корпус — не используют в схеме. Часто встречается на напряжениях свыше 3 кВ. Здесь нейтраль изолирована, токи уходят через фазу, где в данном случае присутствует нуль (или отрицательное значение).

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Расположение ротора

В высоковольтных цепях общий провод может заземляться через дугогасящий реактор. При коротком замыкании одной фазы на грунт образуется параллельный контур между емкостным сопротивлением линии и индуктивностью реактора. Собственно, тип импеданса дал название устройству (мнимая, реактивная части сопротивления). На промышленной частоте сопротивление контура близко бесконечности, в результате обрыв блокируется до приезда ремонтной группы.

Ротор часто называют якорем.

Статор электродвигателя

После вызванивания ротора электродвигателя займитесь статором. Деталь более простой конструкции. Если перед нами генератор, часть обмоток возбуждающая, в общем случае следует просто найти сопротивление каждой. Обмотки бывают пусковыми только однофазных цепей. Сопротивление катушки будет больше. Допустим, имеется три контакта, тогда распределение между ними следующее:

  • Общий провод обеих обмоток, куда подается нуль (земля).
  • Фазный вход рабочей катушки.
  • Конец пусковой обмотки, куда подается напряжение 230 вольт, минуя конденсатор.

Различие проводится по величине сопротивления: между фазными входами номинал больше, следовательно, оставшийся конец – нулевой провод. Далее деление проводится, как было указано выше. Сопротивление пусковой катушки наибольшее (разница между нулем и этим контактом), оставшиеся концы обозначат рабочую обмотку. Номинал активной части импеданса уменьшен, снижая тепловые потери. Обратите внимание: на 230 вольт существуют также модели электродвигателей, где обе обмотки считаются рабочими. Разница по сопротивлению между ними невелика (менее двух раз).

Для трехфазных двигателей обмотки статора выполняются на разное количество полюсов, всегда эквивалентны. Исповедуется строгая симметрия. Объединение ведется по схеме звезды. В коллекторных двигателях большой мощности между полюсами главной катушки могут размещаться добавочные (дополнительные). Намотаны одним слоем, потому демонстрируют большее сопротивление. Предназначены компенсировать реактивную мощность якоря. Понятно, что число дополнительных полюсов равно числу основных. Разница ограничена геометрическими размерами.

Сердечник дополнительных полюсов изготавливается внахлест (шихтованная конструкция) для уменьшения вихревых токов. Аналогично ротору, недостаточным будет прозвонить трехфазный электродвигатель мультиметром, следует также измерить изоляцию корпуса (типичное значение 20 МОм).

Дополнительный конструктив двигателей

Часто состав двигателей пестрит дополнительными элементами, оптимизирующими работу, выполняющими защитную, иную функцию. Сюда нужно отнести варисторы. Резисторы, соединяющие каждую щетку с корпусом, при резком росте напряжения замыкают искру. Осуществляется гашение. Такие явления, как круговой огонь на коллекторе, приводят к преждевременному выходу оборудования из строя.

Явление наблюдается в результате возникновения противо-ЭДС. Механизм генерации достаточно прост: при изменении тока в проводнике образуется сила, противодействующая процессу. В процессе перехода на следующую секцию феномен вызывает возникновение разности потенциалов щетка-нерабочая часть коллектора. При напряжениях свыше 35 вольт процесс вызывает ионизацию воздуха зазора, наблюдаем в виде искры. Одновременно ухудшаются шумовые характеристики оборудования.

Данное явление, однако, используется отслеживать постоянство скорости вращения вала коллекторного двигателя. Уровень искрения определен числом оборотов. При отклонении параметра от номинала тиристорная схема изменяет угол отсечки напряжения в нужную сторону, чтобы вернуть скорость вала к номинальной. Подобные электронные платы часто встретим в составе бытовых кухонных комбайнов или мясорубок. Состав двигателя следующий:

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Электрический двигатель

  1. Термопредохранители. Температура срабатывания выбирается, чтобы уберечь изоляцию от выгорания, разрушения. Предохранитель укреплен на корпусе электродвигателя стальной дужкой, либо прячется под изоляцией обмоток. В последнем случае наружу торчат выводы, легко можно прозвонить мультиметром. Проще проследить, заручившись помощью тестера, индикаторной отвертки, на какие ножки разъема выходит схема защиты. В нормальном состоянии термопредохранитель дает короткое замыкание.
  2. Вместо предохранителей частот ставятся температурные реле. Нормально разомкнутые или замкнутые. Чаще используется последний тип. На корпусе пишут марку, можно в интернете найти соответствующий тип элемента. Дальше действовать согласно найденной информации (тип, сопротивление, температура срабатывания, положение контактов в начальный момент времени).
  3. На двигателях стиральных машин часто ставят датчики оборотов, тахометры. В первом случае выводов три, во втором — два. Принцип действия датчиков Холла основан на изменении разницы потенциалов в поперечном направлении пластинки, по которой течет слабый электрический ток. Соответственно, два крайних вывода служат для подачи питания, должны давать короткое замыкание (небольшое сопротивление), тогда как выход можно проверить только под действием магнитного поля в рабочем режиме. Для этого нужно подать питание согласно электрической разводке. Рекомендуем скачать техническую информацию (data sheet) на присутствующий в электродвигателе датчик Холла. Придуманы другие варианты. Можно измерить питание тестером на включенной стиральной машине. Полагаем читатели понимают опасность манипуляций. Лучше будет электродвигатель снять, питание подать отдельно, только на датчик Холла. Затем все зависит от конструкции. Если на роторе магнит постоянный, достаточно просто повращать ось рукой, чтобы на выходе датчика Холла появились импульсы (фиксируется тестером). В противном случае понадобится изъять сенсор. Заручившись помощью постоянного магнита, проверяется работоспособность. Датчик Холла в составе электродвигателя обычно служит для контроля скорости вращения.

Теперь читатели знают, как прозвонить электродвигатель мультиметром, обзор заканчивается. Ряд специфических устройств можно продолжать до бесконечности. Главное — прозвонить обмотку электродвигателя, мотор обычно стоит дороже прочих деталей. Не берем случай, когда датчик Холла идет по цене 4000 рублей. Уверены, читатели смогут дополнить рекомендации. Но войдите в положение – невозможно объять необъятное… в пределах одного обзора.

vashtehnik.ru

Как прозвонить электродвигатель на исправность с помощью мультиметра

Все электродвигатели классифицируются по разным параметрам – мощности, особенностям внутренней схемы и так далее. Но, как правило, все неисправности в них типовые. Поэтому и проверка (прозвонка) электродвигателей на исправность, независимо от их модификации (постоянного тока, синхронные или асинхронные), разновидности, мощности, назначения и так далее проводится по одному и тому же алгоритму.

И если читатель поймет смысл всех операций, то без труда сделает простейшую диагностику любого из электродвигателей, чтобы удостовериться в его работоспособности.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Перед тем, как приступить к тестированию электродвигателя, его нужно отсоединить от привода. Только в этом случае гарантируется точная диагностика изделия.

Проверка кинематики

Один из самых распространенных случаев, когда напряжение на образец подается, а он «стоит», без всяких признаков «жизни». Убедиться в исправности механической части двигателя несложно – достаточно прокрутить его вал вручную, причем на пару-тройку оборотов. Если это можно сделать без каких-либо усилий, то изделие исправно. Небольшой люфт (иногда он есть) для некоторых типов электрических двигателей вещь вполне допустимая. Но если он значительный, то это уже следует рассматривать как отклонение от нормы. В этом случае о полной исправности двигателя (даже при отсутствии иных дефектов) говорить не приходится.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Совет

Наиболее вероятная причина поломки – выработка ресурса опорных подшипников ротора или их выход из строя из-за систематического перегрева. Хотя могут быть и иные – попадание инородных фракций (проще говоря, грязи и пыли), износ щеток. Достаточно произвести частичную разборку электродвигателя, чтобы определить, что мешает свободному вращению вала.

Проверка напряжения питания

Если механическая часть двигателя исправна, то следует переходить к тестированию всей электрической схемы. Номинал подаваемого напряжения должен соответствовать значению, указанному в паспорте эл/двигателя. Вот в этом и нужно убедиться, произведя измерение на его клеммах (выводах). Для этого необходимо лишь снять крышку с соединительной коробки. Почему именно там?

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Практически ни один эл/двигатель напрямую к источнику питания не подключается. Всегда есть промежуточные «звенья» в цепи. Даже в самой простейшей схеме имеется хотя бы 1 элемент – кнопка (тумблер, АВ или что-то подобное). Нельзя исключать и кабель, которым соединяется электродвигатель с источником питания. Возможно, само изделие и в норме, а не запускается совершенно по другой причине (поломка защитного автомата, МП, обрыв в питающем проводе).

Если проверка показала, что напряжение подается, и оно соответствует нормативу, то вывод однозначный – неисправность в электрическом двигателе.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Внешний осмотр

Начинать нужно с того, что, как это не покажется странным, в буквальном смысле электродвигатель понюхать. Самый простой и действенный способ первичного определения его неисправности. В большинстве случаев при нарушениях в схеме повышается температура внутри корпуса, что приводит к частичному плавлению компаунда. А это всегда сопровождается характерным запахом.

Потемнение краски на электродвигателе, особенно на отдельном сегменте, появление темных наплывов в районах крепления крышек на торцах корпуса – верный признак избыточного нагрева.

После снятия «колпаков» следует осмотреть внутренности электродвигателя со всех сторон. Расплавление компаунда сразу же будет заметно. Если он «потек» достаточно сильно, то однозначно придется заниматься ремонтом изделия – его нельзя считать полностью исправным.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Проверка электрической части двигателя

Проверка щеток

Это касается моделей коллекторного типа. То, что они на месте, еще не говорит об исправности электродвигателя. У этих сменных контактов есть некоторый предел износа, и его реальную величину визуально несложно оценить по их длине. Как правило, допустимая выработка – если «высота» щетки не менее 10 мм. Хотя для конкретного изделия следует уточнять. Но в любом случае при подозрениях на повышенный износ лучше сразу же их заменить.

Проверка контактных групп

На роторе находятся ламели. Не только повреждения любой из них или отслоения, но даже глубокая царапина – признак неисправности. Возможно, электродвигатель еще какое-то время и поработает, но вот сколько и как эффективно – большой вопрос.

Проверка обмоток

Для этого они исключаются из схемы. Методика зависит от типа эл/двигателя. Выводы можно отпаять или «откинуть», раскрутив фиксирующие гайки. В противном случае протестировать их на целостность невозможно. Обмотки электродвигателя соединяются в общую схему («звездой» или «треугольником»), и их тестирование в исходном состоянии бессмысленно – они все будут «звониться». Даже и при обрыве в случае короткого замыкания.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

На целостность обмоток

По сути, каждая из них – провод, уложенный соответствующим образом. Все они соединены в схему. Следовательно, из выводов должна быть лишь одна «пара». Вот и нужно взять любой из них (предварительно сняв все перемычки) и поочередно, при помощи мультиметра, «прозванивать» с остальными. Если при проверке конкретного вывода прибор все время показывает ∞ (при измерении сопротивления), то в этой статорной обмотке – внутренний обрыв. Однозначно – в ремонт.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

На КЗ

Методика идентична, и повторять проверку нет смысла. Это оценивается сразу, параллельно. Нужно лишь учесть, что если какой-то вывод «звонится» более чем с одним проводом, то это означает, что между обмотками – короткое замыкание. То же самое – только в мастерскую.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

На пробой

В принципе, аналогично. Разница лишь в том, что при проверке изоляции проводников один щуп тестера постоянно на корпусе электродвигателя (предварительно следует зачистить небольшой «пятачок» от краски), а второй последовательно присоединяется ко всем выводам, поочередно. Если хотя бы раз прибор покажет нулевое сопротивление, значит, этот проводник «коротит». И в этом случае без ремонта не обойтись.

Совет

Иногда напряжения батарейки мультиметра недостаточно. Для таких испытаний более подходит омметр. Но для этого нужно, во-первых, свериться с паспортными данными электродвигателя (по допустимому напряжению проверки изоляции), во-вторых, подобрать прибор соответствующего класса. Слепо следовать рекомендациям по проведению такого рода диагностики на исправность не нужно, иначе легко загубить обмотки.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Что учесть при проверке двигателя

  • Проверка с помощью «контрольки» (лампочка + батарейка) не позволит провести тестирование двигателя в полном объеме. Поэтому однозначно судить о его исправности при таком способе нельзя.
  • Есть и еще одна неисправность, хотя она встречается довольно редко – межвитковое замыкание. Определить ее можно лишь с помощью специального прибора. Если после всех проведенных проверок электродвигатель не пускается или работает некорректно, то дальнейшее тестирование следует доверить профессионалу, в специализированной мастерской. Сверка величин сопротивлений обмоток (есть и такие рекомендации) – напрасная трата времени. Отклонения в 1 – 2 Ом тестер может не показать (стоит учитывать допустимую ошибку в измерениях, в зависимости от класса прибора).
  • При выборе сервисного центра (для дальнейшего ремонта) следует обратить внимание на расценки. Перемотка электродвигателя стоит довольно дорого. И если за эту услугу просят немного, есть над чем подумать. Вариантов несколько – недостаточная квалификация персонала, упрощенная процедура, использование низкокачественного компаунда. Но в любом случае после перемотки двигатель долго не прослужит.

И последнее. Нужно просчитать, что выгоднее – восстанавливать исправность изделия или приобрести новое. Это зависит от специфики его эксплуатации, интенсивности использования, необходимости в нем в какой-то момент времени (срочная работа, например). Практика показывает, что после того, как эл/двигатель побывал в мастерской, в «чужих руках», больше полугода он не проработает. Проверено.

Ну а как поступить, решать только вам, уважаемый читатель. По крайней мере, самостоятельно произвести простейшие проверки электрического двигателя на исправность вы уже сможете.

electroadvice.ru

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Типы электродвигателей

Наиболее распространённые электродвигатели это;

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Асинхронный трехфазный двигатель с короткозамкнутым ротором

— асинхронный трехфазный двигатель с короткозамкнутым ротором. Три обмотки двигателя уложены в пазы статора; — асинхронный однофазный двигатель с короткозамкнутым ротором. В основном его применение находит в бытовой электротехнике в пылесосах, стиральных машинах, вытяжках, вентиляторах, кондиционерах; — коллекторные двигатели постоянного тока установлены в электрооборудовании автомобиля (вентиляторы, стеклоподъемники, насосы); — коллекторный двигатель переменного тока находит применение в электрических инструментах. К таким инструментам относятся электродрели, болгарки, перфораторы, мясорубки;

— асинхронный двигатель с фазным ротором имеет довольно мощный пусковой момент. Поэтому такие двигатели устанавливаются в приводах подъемников, кранах, лифтах.

Измерение сопротивления изоляции обмоток

Для проверки двигателя на сопротивление изоляции, электрики используют мегомметр с испытательным напряжением 500 В или 1000 В. Этим прибором измеряют сопротивление изоляции обмоток двигателей рассчитанных на рабочее напряжение 220 В или 380 В.

Для электродвигателей с номинальным напряжением 12В, 24в используют тестер, так как изоляция этих обмоток не рассчитана на испытание под высоким напряжением 500 В мегомметра. Обычно в паспорте на электродвигатель указывается испытательное напряжение при измерении сопротивлений изоляции катушек.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Сопротивление изоляции обычно проверяется мегомметром

Перед измерением сопротивления изоляции нужно ознакомиться со схемой подключения электродвигателя, так как некоторые соединения звездой обмоток бывают подключены средней точкой к корпусу двигателя. Если обмотки имеет одну или несколько точек соединений, “треугольник”, “звезда”, однофазный двигатель с пусковой и рабочей обмоткой, тогда изоляция проверяется между любой точкой соединения обмоток и корпусом.

Если сопротивление изоляции значительно меньше 20 Мом, обмотки разъединяют и проверяют каждую отдельно. Для целого двигателя сопротивление изоляции между катушками и металлическим корпусом должно быть не ниже 20 Мом. Если электродвигатель работал или хранился в сырых условиях, тогда сопротивление изоляции может быть ниже 20 Мом.

Тогда электродвигатель разбирают и просушивают несколько часов накальной лампой 60 Вт, помещенной в корпус статора. При измерении сопротивления изоляции мультиметром, выставляют предел измерений на максимальное сопротивление, на мегомы.

Как прозвонить электродвигатель на обрыв обмоток и межвитковое замыкание

Межвитковое замыкание в обмотках можно проверить мультиметром на омах. Если имеется три обмотки, тогда достаточно сравнить их сопротивление. Отличие в сопротивлении одной обмотки указывает на межвитковое замыкание. Межвитковое замыкание однофазных двигателей определить труднее, так как имеются только разные обмотки — это пусковая и рабочая обмотка, которая имеет меньшее сопротивление.

Сравнивать их нет возможности. Выявить межвитковое замыкание обмоток трехфазных и однофазных двигателей можно измерительными клещами, сравнивая токи обмоток с их паспортными данными. При межвитковом замыкании в обмотках, их номинальный ток возрастает, а величина пускового момента уменьшается, двигатель с трудом запускается или совсем не запускается, а только гудит.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Проверка электродвигателя на обрыв и межвитковое замыкание обмоток

Измерять сопротивление обмоток мощных электродвигателей мультиметром не получится, потому что сечение проводов велико и сопротивление обмоток находится в пределах десятых долей ома. Определить разницу сопротивлений, при таких значениях мультиметром, не представляется возможным. В этом случае исправность электродвигателя лучше проверять токоизмерительными клещами.

Если нет возможности подключить электродвигатель к сети, сопротивление обмоток можно найти косвенным методом. Собирают последовательную цепь из аккумулятора на напряжение 12В с реостатом на 20 ом. С помощью мультиметра (амперметра) выставляют реостатом ток 0,5 — 1 А. Собранное приспособление подключают к проверяемой обмотке и замеряют падение напряжения.

Как проверить двигатель пылесоса мультиметром

Прозвонка электродвигателя на обрыв и сопротивление изоляции

Меньшее падение напряжения на катушке укажет на межвитковое замыкание. Если требуется знать сопротивление обмотки, его рассчитывают по формуле R = U/I. Неисправность электродвигателя можно также определить визуально, на разобранном статоре или по запаху горелой изоляции. Если визуально обнаружено место обрыва, его можно устранить, припаять перемычку, хорошо изолировать и уложить.

Замер сопротивлений обмоток трехфазных двигателей проводят без снятия перемычек на схемах соединений обмоток “звезда” и “треугольник”. Сопротивление катушек коллекторных электродвигаталей постоянного и переменного напряжения также проверяют мультиметром. А при большой их мощности проверка ведется с помощью приспособления аккумулятор — реостат, как указано выше.

Сопротивление обмоток этих двигателей проверяют отдельно на статоре и роторе. На роторе лучше проверять сопротивление непосредственно на щетках, прокручивая ротор. В этом случае можно определить неплотное прилегание щеток к ламелям ротора. Устраняют нагар и неровности на ламелях коллектора, их шлифовкой на токарном станке.

Вручную эту операцию сделать трудно, можно не устранить эту неисправность, а искрение щеток только увеличится. Пазы между ламелями также прочищают. В обмотках электродвигателей может быть установлен плавкий предохранитель, тепловое реле. При наличии теплового реле проверяют его контакты и при необходимости чистят их.

electricavdome.ru


autofluids.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.